Бобруйский новостной портал Bobrlife

Бобруйск — Новости —Новости Бобруйска — Погода — Курсы валют — Общественно-политическая газета — Навіны Бабруйска — Бобруйский портал —бобр лайф — Зефир FM

«О красивом маникюре можно только мечтать»: как бобруйчанка справляется с тяготами мужской профессии сапожника

1 319 1

«О красивом маникюре можно только мечтать»: как бобруйчанка справляется с тяготами мужской профессии сапожника

Увидеть в обувных мастерских женщину, постукивающую молоточком по каблукам – подлинная редкость. Так уж исторически сложилось, что профессия сапожника, или башмачника, как его называли в старину, считается сугубо мужской – она требует недюжинной силы, чтобы, например, оторвать и заменить каблук и крепкого физического здоровья, ведь приходится постоянно иметь дело с вредными токсичными веществами. Да и молотки с плоскогубцами – инструменты отнюдь не женские. Однако нам удалось заприметить в одной из обувных мастерских Бобруйска представительницу прекрасного пола, лихо подбивающую подметки на тяжелых зимних сапогах. Мастерица сапожного ремесла Татьяна Чаусова рассказала, как ей удается справляться с мужской работой и почему сапожник сегодня – практически вымирающая профессия.

Сшить модные замшевые сапожки и женские туфли 45 размера –  такие задачи под силу

Босоножки, туфли, сапоги, ботильоны и даже валенки – не одна тысяча пар обуви побывала в умелых руках Татьяны Чаусовой. Мастерица-сапожница дает вторую жизнь обуви бобруйчан вот уже 43 года  кряду.

В эту редкую для женщины профессию Татьяна пришла по воле случая. Девушка еще со школы мечтала стать швеей, увлекалась модой. Но листая страницы журналов мод тех времен, девушка расстраивалась, ведь в те советские времена достать красивый костюм или платье, особенно импортного производства, было практически невозможно. Татьяна, вдохновленная выкройками и эскизами из журналов, хотела создавать подобные ансамбли, чтобы сделать жизнь бобруйчанок более праздничной и яркой.

Однако подать документы в 73-е училище (ныне технологический колледж) Татьяна не успела - группа швей уже была набрана, оставались места только в группе, где обучали на сапожников. Но с увлечением модой Татьяна не распрощалась - как оказалось, профессия сапожника не менее творческая и креативная.

- После трех  лет учебы  в училище я попала по направлению работать на Бобруйскую обувную фабрику, - рассказывает Татьяна. - Хорошие времена были: работы много, заказы интересные. Для себя и своей семьи тоже обувь шила сама, качественную, кожаную, а главное – эксклюзивную. Я могла быть уверена, что девушку в такой же паре сапог, как у меня, я в городе уж точно не встречу. Помню одну из первых своих работ – замшевые сапоги на толстенной подошве. Ох, и модные они были в то время, каждая девушка мечтала о подобной паре сапожек!..

Были у Татьяны и нестандартные заказы. Например, вспоминает женщина, как-то пришлось шить на заказ женские туфли 45 размера. У опытного мастера с таким заказом сложностей возникнуть не должно. Но у заказчицы было свое особое условие – туфли должны в итоге смотреться на ноге на 37-38 размер, и никак не больше. Татьяна справилась с заказом придирчивой клиентки – она в курсе секретов, которые помогают визуально уменьшить размер ноги.

- Не стоит выбирать обувь с острыми вытянутыми носами, - делится полезными хитростями Татьяна. - Лучше отдать предпочтение высоким каблукам.  Важен также и цвет – обувь светлых оттенков визуально удлиняет стопу.  «Скрасть» большой размер ноги помогут также поперечные цветные вставки спокойных тонов, ремешки или шнуровка. А вот от ярких пряжек и пуговиц на обуви  обладательницам длинных стоп лучше наотрез отказаться.

«Мне тоже хочется ухоженные руки и красивый маникюр. Но, увы..»

Некоторые сложности в профессиональном плане появились у Татьяны, когда ее перебросили с пошива обуви на ремонт. Но она обучилась и этому весьма быстро, и, несмотря на все сложности, «как сапожник» не ругалась.

- В ремонте обуви своя специфика, - признается Татьяна. - Помогали более опытные мастера. Вначале я делала самую легкую для женских рук работу – меняла набойки, подошвы. Дольше училась  подбирать колодки или, например, менять супинаторы. Это, между прочим, требует немалой физической силы. Но помощи у  коллег сильного пола никогда не просила, даже наоборот, иногда приходилось и самим мужчинам помогать.

Еще, признается Татьяна, есть некий минус и в монотонности работы по починке обуви: набойки, подметки, супинаторы, снова набойки. Так и заскучать недолго. Но Татьяна нашла действенное средство и от этого.

- Чтобы работа не наскучила, нужно к каждой паре искать индивидуальный подход, - делится секретами Татьяна. - Не нужно работать, как конвейер, ведь сейчас такой простор для поиска новых подходов к нашему старому ремеслу – это и разнообразные материалы, которые появляются в продаже, и интересная фурнитура, которую раньше в магазинах днем с огнем было не сыскать.

Но все же технологии остаются прежними. И инструменты, которыми пользуются мастера, остались такими же, как и десятки лет назад. Самые главные инструменты на столе Татьяны – остро заточенный сапожный нож (который она ежедневно натачивает самостоятельно),  молоток, ножницы, плоскогубцы и разнокалиберные иглы. Инструменты, к слову, весьма травмаопасные…

- Мы же все делаем вручную, - говорит Татьяна, - без травм не обходится. То молотком по пальцу стукнешь, то шилом руку проткнешь. Было и такое, что чуть сапог к руке не пришила. Работа с клеем и растворителем тоже пользы здоровью не приносит. Вещества токсичные – приходится несколько раз в году проверять печень, пить гепатопротекторы, чтобы хоть немного снизить риск интоксикации. Что говорить, если наши клиенты всего после 10-15 минут в мастерской выбегают на воздух подышать. От сидячей работы постоянно болит спина, в суставах скапливаются соли, сутулость развивается. Но и это не самое плохое. Посмотрите на мои руки… Вон они у меня какие - кривоватые, шишковатые от постоянной работы с сапожным инструментом. Да и клей въедается в руки. Здесь про маникюр можно забыть. А знаете, ведь так иногда хочется…

Сейчас дешевле купить китайскую пару обуви на сезон, чем отдать в ремонт

 За 43 года работы в профессии какой только обуви не повидала Татьяна: и валенки приносили, и калоши, и супермодные туфли.

- Обувь приносят в разном состоянии, часто грязную, иногда даже, простите, со следами засохшего навоза, - жалуется Татьяна. – Обидно, конечно, что не всегда люди ценят труд других. Ну что же – такова наша работа. Некоторые и поскандалить не прочь. Вот, например, приносят копеечные китайские туфли в сильно потрепанном состоянии, где и без калькулятора видно, что ремонт такой пары обойдется в два, а то и три раза дороже самих туфель. Сейчас рынок заполонила дешевая китайская обувь из кожзама и далеко не самого лучшего качества, иногда действительно дешевле купить новую пару. Не нравится людям такой расклад, выбрасывают обувь прямо возле мастерской и с недовольными комментариями в наш адрес идут за новой парой. А мы ведь чем виноваты – за качество нужно платить. Мужчинам и в этом плане легче, у них характер более черствый, а мы, женщины, более чувствительны, обижаемся, расстраиваемся.

Из-за большого выбора дешевой обуви на рынках и нерентабельности ее починки заказов в мастерских становится все меньше. Хотя сейчас, несмотря на морозы за окном, у Татьяны в мастерской самая настоящая «жаркая пора». Работа сапожника – сезонная: летом заказов по-меньше, зато в остальное время года – достаточно. Особенно поздней осенью, когда выпадает снег и первый гололед, бобруйчане охотно несут свою обувь на противогололедное усовершенствование.

- Все же, хоть мы и без дела не сидим, - признается Татьяна, - я считаю, что наша профессия вымирающая. Играет роль здесь как и дешевизна китайской обуви, так и быстро меняющаяся мода. Об этом можно судить даже по тому, что выучиться на сапожника сейчас очень сложно. Знаю, что в этом году хотели набрать группу сапожников в нашем технологическом колледже, но не набрали – желающих обучиться этому ремеслу совсем нет. Так что вполне возможно, что мы можем стать последними представителями ремесла…