Бобруйский новостной портал Bobrlife

Бобруйск — Новости —Новости Бобруйска — Погода — Курсы валют — Общественно-политическая газета — Навіны Бабруйска — Бобруйский портал —бобр лайф — Зефир FM

Небо с детства звало. Он летал в Афганистан, служил с Дудаевым, а «приземлился» на Бобруйщине

1 316 0

Небо с детства звало. Он летал в Афганистан, служил с Дудаевым,  а «приземлился» на Бобруйщине

С гвардии полковником в отставке, штурманом 1-го класса, бывшим начальником штаба авиадивизии, дислоцировавшегося в Бобруйске, Владимиром Васильевичем Жениховым мы встретились во дворе его дачного дома в деревне Брожа. Желтели на огороде тыквы, мягко шлепались в траву яблоки, тихо гудели пчелы возле своих домиков… Более двадцати лет, с весны до холодов, живут здесь Владимир Васильевич с супругой Людмилой Никифоровной. После гула самолетов, с которыми было связано 30 лет жизни, тихая деревенская обитель – как раз то, о чем мечталось в годы службы. Хотя и сейчас Владимир Васильевич иногда летает – в снах, конечно…
Владимир Женихов родился в 1946 году в Опаринском районе Кировской области. После 11 классов его призвали на Балтийский флот. Но плавать не пришлось – служил радиотелеграфистом в батальоне связи Лиепайской военно-морской базы.

1987 год. Встреча с космонавтом Леоновым в гарнизоне «Белая». Владимир Женихов – крайний справа
– О летной работе я мечтал с детства, – говорит Владимир Васильевич. – Считаю, что свою роль здесь сыграли примеры моих дядей-фронтовиков, один из которых был Героем Советского Союза, второй прошел всю войну и вернулся домой, а третий был летчиком дальней авиации. После двух лет службы я поехал поступать в Балашовское военное училище, сдал экзамены, но не хватило одного балла. Приехал представитель Челябинского штурманского училища и предложил поступать к ним. Из 40 человек, поехавших туда со мной, только 11 сдали экзамены и стали курсантами.
После четырех лет учебы Владимира Женихова направили служить в гарнизон «Белая», что в 110 километрах от Иркутска. Спустя пять лет он стал штурманом первого класса, был подготовлен для бомбометания от 100 до 11 тысяч метров, на постановку пассивных и активных помех. Летали на забор воздуха в Монголию для определения уровня радиации и мощности заряда, когда Китай испытывал ядерные боеприпасы. Были учебные полеты в Спасск-Дальний возле Владивостока, на аэродром недалеко от Семипалатинска и другие места. Потом штурман поступил на командный факультет академии имени Гагарина, после чего был направлен в Спасск-Дальний заместителем начальника штаба полка.
– В полночь 1 января 1980 года нас подняли по тревоге, сформировали группу и направили на Афганистан для выполнения воздушной разведки, – вспоминает ветеран. – Потом мне предложили служить в Иркутске старшим офицером оперативного отдела. Затем опять проходил службу в гарнизоне «Белая» – начальником штаба бомбардировочной авиадивизии. Кстати, в 1975-76 годах там у нас командиром эскадрильи был небезызвестный Джохар Дудаев, тогда в звании подполковника. Помню, однажды наш самолет ТУ-16 приземлился мимо полосы, разбил два автомобильных прожектора, 14 фонарей, у него оторвало полкрыла. Плоскость заменили прямо на аэродроме, а не в заводских условиях. И в испытательный полет мы летали вместе с Дудаевым – он командиром, я штурманом-добровольцем. А позже, в 1986 году, Дудаев был у нас начальником штаба, а я его заместителем. В 1988 году меня направили в Бобруйск на должность начальника штаба 22-й гвардейской авиадивизии. Я все время летал на самолетах ТУ-16, приходилось выполнять на них заправку самолетов «крыло в крыло». Базировались мы тогда на трех аэродромах – в Бобруйске, Барановичах и Мачулищах. Возле деревни Обча Бобруйского района у нас был подземный командный пункт, устойчивый к ядерной войне, но сейчас он развален. Прослужил я в Бобруйске до 1995 года, потом дивизия была передислоцирована в российский город Энгельс…
Кстати, кроме подземного командного пункта при бобруйском аэродроме, на объекте «Казаково», хранилось ядерное оружие. В возведенном в середине 1950-х годов хранилище находилось 9 водородных бомб, в более позднем сооружении - 200 ядерных бое­головок для крылатых ракет.
К концу 1994 года все ядерные боеприпасы были вывезены на территорию Российской Федерации, и сейчас объект находится в заброшенном состоянии с разрушенной инфраструктурой.
Конечно, не в лучшем настроении покидали Бобруйск авиаторы.
– А кому хочется уезжать с нажитых мест? – говорит Владимир Васильевич. – Здесь люди обзавелись семьями, получили квартиры. Тяжело переживали это, но что поделаешь? Некоторые бывшие сослуживцы сейчас проживают в авиагородке, мы встречаемся. Раньше собирались в клубе «Авиатор», теперь встречи редки, ведь прошло уже 23 года…
За годы службы Владимир Васильевич с женой Людмилой Никифоровной, которая родом из Челябинска, поменяли гарнизонов семь. В Бобруйск приехали с трехтонным контейнером с имуществом и двумя чемоданами. После увольнения Женихов двадцать лет проработал в гражданских организациях. Купили дом в деревне, занимаются огородничеством, ходят за ягодами-грибами в лес, который рядом. Их два сына, Владислав и Иван, внук Артем живут в Минске, все трое окончили БГУИР. Родители навещают их в столице с гостинцами, выращенными и собранными своими руками. А вчера, накануне Дня Военно-воздушных сил, супруги Жениховы отметили 47-летие совместной жизни.
Фото из архива В.В. Женихова.