0
0

Бобруйский новостной портал Bobrlife

Бобруйск — Новости —Новости Бобруйска — Погода — Курсы валют — Общественно-политическая газета — Навіны Бабруйска — Бобруйский портал —бобр лайф — Зефир FM

Какие виды были на Березину сто лет назад? Набережной в те времена мы не заметили, зато была пристань

3 727 0

Какие виды были на Березину сто лет назад? Набережной в те времена мы не заметили, зато была пристань

О том, что городская река должна иметь достойное и ровное место для прогулок, говорилось давно. Так, 21 августа председатель горисполкома Александр Студнев, говоря о предварительных планах на 2019 год, предложил подумать о создании набережной возле Березины. Для этого нужно будет привлечь речников для углубления участка реки, сделать проект набережной. Она послужила бы для привлечения туристов, гостей, стало бы местом отдыха для бобруйчан.

Мы же решили обратиться к истории и заглянуть в самый достоверный из источников – фотографии. Эти немые свидетели прошлых лет рассказали нам, что река была вполне судоходной и достаточно глубокой, была и пристань, но набережной мы не заметили.

До постройки крепости в 1810 году Бобруйская пристань практически ничего из себя не представляла. Мост здесь был только наплавной. Крупной считалась пристань Паричей. Но с постройкой крепости ситуация изменилась. Здешний причал вышел на второе место по значимости после Борисова.

Осень 1915 г. Лесосплав на Березине


"Что касается привоза, то за семь лет (1860-1866) по одной Бобруйской пристани разгрузилось 187 судов на 624696 рублей, –рассказывает Константин Василевский (istpravda.ru). – Главная ветвь привоза – соль (на 201034 рубля). Затем разного рода хлеб (рожь, овес, ячмень, мука и др., всего на 279200 руб.). Затем следуют  товары, такие, как сахар, свечи, сало, чугунное литье, шерсть, патока и др. на 144195 рублей, в том числе единовременно, а именно, в 1864 году привезено было шерсти одной на 114100 рублей, да в предыдущем на 7000 рублей, так что за исключением разного рода хлеба, соли и шерсти, всего прочего было перевезено на 23095 рублей».

Работники Бобруйской пристани, 1940-е годы

К 1913 году на территории пристани было два небольших причальных мостика, принадлежащих разным хозяевам (один купцу Соловьеву, другой купцу Гинсбургу), им же принадлежали два грузовых склада, а также флот. Из самоходного флота было шесть грузопассажирских пароходов мощностью 35-40 лошадиных сил, пассажировместимостью до 100 человек и грузоподъемностью 15-20 тонн каждый. Три парохода работали на грузопассажирской линии Бобруйск-Борисов и три на линии Бобруйск-Лоев.

Кстати, издавна река Березина и ее притоки являлись водными путями от Днепра и дальше, в Причерноморские земли. Когда-то по берегам этих рек стояли непроходные пущи и леса, полные зверей, птиц, диких пчёл, грибов, ягод и всего остального, что давало человеку возможность осесть здесь основательно и навсегда, налаживать свою жизнь и думать о потомках.

Осень 1915 г. Дом медотряда, вид с противоположного берега Березины

Сентябрь 1915 г. Спуск к реке Березине рядом с домом, в котором разместился медицинский отряд 206-го Сальянского пехотного полка.

О том, что первыми поселенцами были славяне, говорит название реки - от старославянских «Брзна», «Брзая» – «быстрая», «борзая», или по-белорусски «хуткая», «борздкая». Со временем название трансформировалось в «Березину» – «Бярэзіну».