0
0

Бобруйский новостной портал Bobrlife

Бобруйск — Новости —Новости Бобруйска — Погода — Курсы валют — Общественно-политическая газета — Навіны Бабруйска — Бобруйский портал —бобр лайф — Зефир FM

«Джокер» — это не про комиксы. Совсем

219 0

«Джокер» — это не про комиксы. Совсем

Наш критик о становлении одного из культовых злодеев кинокомисков. Удалось ли Хоакину Фениксу взять планку Хита Леджера?

1 октября на экраны бобруйских кинотеатров выходит «Джокер» - двухчасовая вольная адаптация продукции DC Comics от режиссера Тодда Филлипса («Дорожное приключение», «Мальчишник в Вегасе»), удостоенная восьмиминутной овации и Золотого льва на нынешнем Венецианском кинофестивале. Впервые в истории мирового кинематографа главный приз старейшего кинофорума отдали… комиксу. «С чего вдруг, - спросите вы, - европейцы, имея в конкурсной программе работы Романа Полански, Лука Маринелли и Роя Андерссона, отдают золотую статуэтку за лучший фильм истории о суперзлодее с рейтингом R (17+)?» Ну как вам сказать…

Во-первых, «Джокер» Филлипса - это что угодно, но только не комикс. Психологический триллер? Да. Социальная драма? Да. Рассказ об одиночке, слетевшем с катушек? Да. «Не загоняйте мышку в угол»? И это тоже! И не спешите зацикливаться на том, что место действия – Готэм образца 70-80-х годов прошлого века: на самом деле сценаристы и режиссер рассказывают вам о настоящем. Это было в «Злых улицах», «Таксисте», «Бойцовском клубе» - но не в комиксах. Социальный кризис, безработица, антисанитария, классовое расслоение. Потенциальный мэр города Томас Уэйн (папа того самого Бэтмена) необдуманно подливает масла в огонь, называя горожан клоунами, что не особенно их радует. Никаких дяденек в трико со сверхспособностями – все по-настоящему. Маленький человек Артур Флек (Хоакин Феникс)  живет в трущобах с больной матерью, работает клоуном-аниматором, которому здорово достается от окружающих за приступы неконтролируемого смеха и яркий парик. Он влюблен в мать-одиночку Софи (Зази Битц), мечтает стать известным комиком, попасть на шоу Мюррея Франклина (Роберт Де Ниро) и прославиться, старается, как учит его мама, всегда улыбаться и нести радость людям. Вот только люди озлоблены и жестоки, и Артуру все меньше хочется делать счастливое лицо и быть милым. Вместо бертоновского чана с химикатами «другой» Флек, принимающий по семь «пилюлек» ежедневно, попадает в общество, равнодушное и деструктивное. Щелчок – и на свет появляется Джокер. Немного знакомых фанатам серии сюжетных ходов, много человека – и вниманию зрителей представлена, если хотите, шекспировская трагедия, снятая соавтором «Бората» в вполне реалистичной манере. Такая себе комиксореабилитация.

Во-вторых, дайте Хоакину Фениксу Оскар. Хотя бы один. Хотя бы за Джокера. Потому что он удивительный актер. Удивительно недооцененный актер. Сравнивать его героя с персонажами Николсона, Леджера и тем более Лето нет никакого смысла. Он другой - жалкий, презираемый, отталкивающий. Феникс сделал все, чтобы даже специалисты затруднились определить мотивацию Джокера, его личность, поставить ему четкий диагноз. Тодд Филлипс добавил к этому истерический, маниакальный мороз-по-коже смех, который появляется в моменты, когда совсем не до смеха. И Джокер уже не принц преступного мира, не анархист, не пересмешник – он человек, который устал быть хорошим и дал отпор. Он мечтает о стереотипной нормальности и в ней разочаровывается. Он жертва, которая решает перестать ею быть. И это уничтожает и разрушает его. И сыграно это гипнотически прекрасно.

В-третьих, кино замечательно сделано. Стилизованные титры, яркая картинка, которая впоследствии становится «more dark, more realistic», интересные трактовки эпизодов из культовых фильмов Скорсезе, пасхалки для тех, кто «в теме». Плюс прекрасная музыка Хильдур Гуднадоттир (OST к нашумевшему «Чернобылю» - ее работа), добавляющая атмосферности этой мрачной и жестокой, яростной и смешной (!?) истории. Плюс неслучайный, очень неслучайный Де Ниро (и дело тут не только в «Таксисте» или, скажем «Короле комедии»). Все для того, чтобы история перезапустилась. И все для того, чтобы это не произошло. Хотя бы потому, что этот безумный танец не требует продолжения.