Бобруйский новостной портал Bobrlife

Бобруйск — Новости —Новости Бобруйска — Погода — Курсы валют — Общественно-политическая газета — Навіны Бабруйска — Бобруйский портал —бобр лайф — Зефир FM

Дорога в небо начинается с земли. Ко Дню Военно-воздушных сил Республики Беларусь

1 358 0

Дорога в небо начинается с земли. Ко Дню Военно-воздушных сил Республики Беларусь

Бобруйск – город Военно-воздушных сил. Трудно не согласиться с этой аксиомой, ведь в недалеком прошлом именно в нашем городе располагалась одна из крупнейших авиационных воинских частей. А в Авиагородке рядом с аэродромом и сейчас живут те, кто помнит то время.

С подполковником в отставке заместителем командира войсковой части 39204 по политической части в 1988-1993 годах Валерием Московских мы договорились встретиться в баре-кафе «Авиатор» и по совместительству частном музее авиации. Опаздывать в нашем деле не принято, потому приехала на полчаса раньше. На пороге заведения меня как нельзя кстати встретил его владелец и создатель музея Владимир Свиридов. Упустить возможность пообщаться с ним было бы большой ошибкой…

Музей авиации

Каждый, кто бывал в этом кафе, видел множество фотографий, газетных вырезок, амуницию пилотов, знамена и шевроны, грамоты и дипломы, книги, аккуратно разместившиеся на стенах и полках. Первые артефакты появились здесь еще в 2007 году, и сегодня коллекция продолжает пополняться. Несмотря на то что Владимир Вячеславович по образованию экономист, он может часами рассказывать об истории авиации, самолетах и известных летчиках.


– Аэродром в Бобруйске появился в годы Первой мировой войны. В 1918-м о нем стали известны первые сведения, а в историю он попал благодаря первому самолету «Илья Муромец». Из Станьково в Смоленск его перегонял полковник бывшей российской армии Иосиф Бошко. Однако из-за неблагоприятных погодных условий и отказа двигателя пришлось сделать вынужденную посадку на нашей земле. Уже в это время город заняли части 1-го Польского корпуса. Как только самолет приземлился, экипаж арестовали. В мае 1918-го германское командование предъявило корпусу ультиматум о немедленном разоружении и демобилизации. Бошко с тремя польскими военнослужащими решил бежать.

Это удалось сделать через несколько дней. Летчики пробрались на самолет и вылетели в сторону Смоленска.
После Великой Отечественной войны и до 1994 года в Бобруйске базировался 200-й гвардейский тяжелый бомбардировочный авиационный полк, который входил в состав 22-й гвардейской тяжелой бомбардировочной авиационной дивизии. Сначала пилоты летали на американских бомбардировщиках В-25, а в 1951-м на взлетно-посадочную полосу приземлились Ту-4. Следующим бомбардировщиком, который появился в городе, стал Ту-16. Находился на аэродроме и Ту-22М3.
Владимир Вячеславович уже заканчивал свой рассказ, как ровно в назначенное время в кафе пришел Валерий Александрович.

Первым делом – самолеты

Родился подполковник в Иркутске. Но после того как в Братске начали строить ГЭС, родители отправились работать туда, детей забрали с собой. Окончив 10 классов, парень решил поступать в летное училище, однако по состоянию здоровья мечте стать летчиком не суждено было сбыться. Всю жизнь горя мыслями о военном деле, Валерий Александрович все равно не бросил самолеты. В 1967-м втихаря от родителей отвез документы в Иркутское военное авиационное инженерное училище и поступил на специальность «техник – эксплуатация и ремонт самолетов и авиационных двигателей». Как отметил главный герой, летают единицы, но ведь и авиационную технику нужно кому-то обслуживать. Три года он штудировал книги, писал секретные конспекты и изучал вдоль и поперек самолет Ту-22.
– Только приехав на учебу, спросил, когда домой могут отпустить, в ответ услышал: «Может быть, после первого семестра, и то, если хорошо себя зарекомендуешь». Послужило ли это стимулом, не знаю, но старался успевать по всем предметам и домой после первого семестра все-таки попал. Всего у нас было 4 взвода, в каждом – 30 человек. Но с нагрузкой справились не все, кого-то в итоге отчислили.


Во время учебы курсантов отправляли на практику. Валерий Александрович попал в 290-й отдельный дальнебомбардировочный разведывательный авиационный полк, что в Зябровке Гомельской области. Там-то парень и познакомился с настоящей работой, посмотрел, как умело с заданиями справляются техники, как подготавливаются к полетам самолеты. А еще понял, какая ответственность ложится на плечи.
– Знаете, все инструменты, которые лежали в ящиках, были обозначены. Если же по завершении работы чего-то не хватало, домой никто не уходил. Все искали инструмент, потому что попади он в самолете в какой-нибудь отсек во время полета, аварии можно было и не избежать. Потому ничего не должно было быть забытым.
После распределения молодой человек приехал в штаб 46-й воздушной армии в Смоленске. Здесь из предложенных списков выбрал Зябровку, в которой проходил практику. Прослужил на одном месте тринадцать лет. Два года был в должности техника по эксплуатации самолетов и двигателей, после служил секретарем комитета комсомола, заместителем командира роты радиотехнического обеспечения и заместителем командира 958-го ОБС РТО.


Служба шла хорошо, и в скором времени авиатору предложили поехать в Украину в 260-й тяжелый бомбардировочный авиационный полк, где с 1984 по 1985 год он прослужил секретарем парткома авиационного полка. А с 1986 по 1987 служил в 15-й гвардейской тяжелой бомбардировочной авиационной дивизии в должности старшего инструктора политотдела по организационно-партийной работе.
В 1988 году Валерий Александрович приехал в Бобруйск в ремонтно-техническую базу войсковой части 39204. В 1993-м ушел на пенсию в звании подполковника, но уезжать из полюбившегося города офицер не стал. К слову, после того как из города улетел последний самолет (1993 год), взлетно-посадочная полоса не стала заброшенной: за порядком здесь следят военнослужащие 83-го отдельного ордена Красной Звезды инженерно-аэродромного полка – обеспечивают охрану и обслуживают аэродром.


Подполковник заметил, что во время службы много нужно было работать с личным составом. Каждого нужно и выслушать, и поддержать, каждому помочь найти выход из ситуации. А после того как ушел в отставку, работы с людьми меньше не стало.
– Еще когда служил в Зяброке, окончил Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины по специальности «история (отечественная и всеобщая)». Поэтому, когда уволился со службы, устроился работаться в школу №7, несколько лет отдал колледжу искусств. Сегодня я продолжаю осуществлять преподавательскую деятельность: веду допризывную подготовку в Бобруйском механико-технологическом колледже.
Стоит сказать, что за безупречную службу в Вооруженных Силах Валерий Александрович награжден рядом медалей и орденом «За службу Родине в Во­оруженных Силах СССР» III степени.

Девушки – потом

Все годы службы с 1970-го бок о бок с авиатором была жена Нина Николаевна. Познакомились молодые люди случайно. Валерий Александрович шел со службы и увидел двух красивых блондинок, подошел познакомиться. С будущей женой разговор завязался быстро, а вскоре они начали встречаться. Как признался Валерий Александрович, расписываться не спешили, это произошло только через три года после знакомства. Почти по всем воинским частям Нина Николаевна ездила с мужем. А что еще оставалось делать? Несмотря на все трудности, с которыми столкнулась семья Московских, у них выросли две замечательные дочери, радуют сегодня пожилую пару и внуки.
О выбранной специальности Валерий Александрович ни разу не пожалел. И пусть не удалось полетать, но профессия техника точно не малозначимая, ведь дорога в небо начинается с земли. Старается подполковник в отставке приходить и на ежегодный праздник, посвященный Дню Военно-воздушных сил. Бобруйчанин признался, что всегда приятно встретить сослуживцев, вспомнить с ними былые времена и просто узнать, как дела, ведь с каждым годом авиаторов приходит все меньше.