Бобруйский новостной портал Bobrlife

Бобруйск — Новости —Новости Бобруйска — Погода — Курсы валют — Общественно-политическая газета — Навіны Бабруйска — Бобруйский портал —бобр лайф — Зефир FM

Диплом в клетку, или как закончить «вышку», не покидая тюремных стен Бобруйской ИК-2

6 257 0

Диплом в клетку, или как закончить «вышку», не покидая тюремных стен Бобруйской ИК-2

Учиться и в тюрьме не поздно, так переиначили известную поговорку заключенные Бобруйской исправительной колонии №2, которые совсем недавно получили возможность стать дипломированными специалистами. Бобруйская ИК-2 стала одной из первых в Беларуси, где открылся центр дистанционного доступа к электронной образовательной среде для заключенных. Корреспондент «БЖ» заглянула за стены, увитые колючей проволокой, и узнала о том, как проходит образовательный процесс, зачем заключенным нужны дипломы и какие профессии – самые популярные за решеткой.

Стоимость, обучение и диплом – все одинаковое

Получение высшего образования заключенными стало возможным благодаря инициативе руководства Департамента исполнения наказаний. Образование в колонии организовывает только Минский инновационный университет, у которого был заключен соответствующий договор с МВД. Первой в Беларуси экспериментальной колонией стала женская ИК-4 в Гомеле, где уже есть одна дипломированная выпускница. Бобруйская ИК-2 стала второй по счету – здесь первую учебную группу в 38 человек набрали в октябре 2016 года.

Сегодня в бобруйской колонии высшее образование получают 48 человек. Желающих больше, но не все имеют возможность получить заветную «корочку». У кого-то срок подходит к концу, а обучаться нужно 4 года, а кому-то такое образование просто  не по карману – удовольствие не из дешевых: один год обучения стоит около 1300 рублей.

- Стоимость для заключенных ничуть не отличается от той суммы, что платят обычные, «гражданские» студенты, получающие образование дистанционно в этом же университете. Здесь никаких отличий нет, - пояснил начальник отдела исправительного процесса подполковник внутренней службы  Валентин Сокирко. - У самих заключенных обычно таких средств нет – оплачивают учебу в основном их родственники.

Впрочем, разницы для заключенных и гражданских нет не только в цене, но и в самом дипломе. Он – единого государственного образца. В дипломе не будет абсолютно никаких пометок о том, что он был получен в местах лишения свободы, поэтому у будущего потенциального работодателя он будет котироваться так же, как  диплом любых других белорусских вузов.

Нет никакого различия и для преподавателей – чтобы не было снисхождения, преподаватель не видит и не знает, что перед ним студент, отбывающий наказание, благо, обучение на расстоянии позволяет.

Кому-то такое образование просто  не по карману – удовольствие не из дешевых: один год обучения стоит около 1300 рублей

Проверить свою личную почту, посидеть в соцсетях и попереписываться с друзьями и родными в чатах осужденные не смогут

Лекции строгого режима

Обучение проходит в 4 смены, ежедневно заключенные  занимаются не менее двух часов обязательно в свободное от работы, режимных и воспитательных мероприятий время. Суббота и воскресенье - выходные дни.

В Бобруйской колонии, как и в любых пенитенциарных учреждениях, нет и не может быть доступа ни к сотовой связи, ни, тем более, к интернету. Для дистанционного обучения в компьютерном классе организовано контролируемое использование осужденными только образовательных ресурсов Минского инновационного университета. Поэтому проверить свою личную почту, посидеть в соцсетях и попереписываться с друзьями и родными в чатах осужденные не смогут - подключение к любым другим ресурсам сети Интернет невозможно.

- Все персональные компьютеры, а их в учебном классе всего 10, - рассказывает Валентин Игоревич, - объединены в сеть, в которой компьютер оператора ЭВМ имеет статус сервера и он может в режиме онлайн наблюдать за всеми действиями одновременно всех студентов. У каждого осужденного есть свой логин и пароль для входа в личный кабинет. Их выдает каждому представитель МИУ после зачисления в университет, и они известны только самому студенту и оператору ЭВМ. Лекции и литература – тоже в электронном формате.

Я бы менеджером стал…

Учебный класс колонии не отличить от стандартной вузовской аудитории: обычные компьютеры располагаются в ряды на деревянных столах, похожих на парты, такое же перешептывание тайком проносится по кабинету, как и на обычном университетском экзамене: «тсссс, какой ответ, подскажи!». Различие здесь лишь в том, что на окнах железные решетки, а студенты не в ученической форме, а в черных робах с нагрудными знаками.

- Осужденные обучаются по 7 специальностям, - рассказал начальник Бобруйской ИК-2 Юрий Трутко. - Самыми популярными у осужденных ИК-2 стали экономика и управление – такую профессию получат 20 заключенных, 11 человек выбрали информационный менеджмент, а пятеро выйдут на свободу менеджерами в сфере международного туризма. Меньшим спросом пользуется психология, маркетинг, транспортная логистика, финансы и кредит, программное обеспечение информационных технологий.

Основная масса студентов – молодые ребята, отбывающие наказание по 328 статье за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов.

На окнах - железные решетки, а студенты не в ученической форме, а в черных робах с нагрудными знаками

В перспективе только посылки, недолгие свидания с родственниками и прогулки по длинному тюремному коридору.

Вместо заграничных поездок – прогулки по тюремному коридору

Одному из студентов, 26-летнему Денису, всего несколько семестров оставалось на свободе до заветного диплома Минской Академии связи и престижной профессии туроператора, которая открыла бы перед парнем целый мир увлекательных путешествий, встреч с новыми интересными людьми.  А сейчас в перспективе только посылки, недолгие свидания с родственниками и прогулки по длинному тюремному коридору.

- В жизни мне всего на тот момент хватало, - признается Денис. - Родители весьма состоятельные, да и на тот момент я подрабатывал в одной из туристических фирм города. Но, возможно, чем больше у тебя есть, тем больше тебе будет не хватать. Меня тогда пленили «легкие деньги», которые можно заработать на продаже наркотиков. Но долго мой бизнес не продлился. Срок мне дали 8 с половиной лет.  4 года уже прошло…  Конечно, я хочу выкинуть прошлое из головы, начать все заново – здесь, в колонии, есть время, чтобы осознать свои ошибки, признать свою вину и глупость. Но жизнь продолжается, и я понимаю, что, выйдя на свободу, мне нужно будет стать полноценным членом общества, а без высшего образования сейчас хорошую профессию не получить. Я учусь на той же специальности, что и до заключения – на менеджера в сфере международного туризма. Хотел бы вновь восстановиться на работу в ту же фирму, где и работал. Учиться здесь для меня совсем не сложно – ведь многое из того, что сейчас нам преподают, я уже изучил еще до колонии. Конечно, это замечательно, что у нас появилась такая возможность обучаться, но лучше все же – на свободе.

«Глупый был,  даже колледж не успел закончить…»

Похожая история и у 24-летнего Андрея, правда, в университет он поступил впервые уже здесь, в колонии. На свободе закончить Минский машиностроительный колледж ему помешало увлечение «спайсами», синтетическим наркотическим веществом, которое некоторое время не входило в перечень запрещенных прекурсоров.

- Спайс – это новое название, - говорит Андрей, - тогда мы его называли попросту дизайнерским наркотиком. Дизайнерскими в принципе называют все наркотики, которые создают для того, чтобы обойти законодательство, это аналоги каких-то уже запрещенных. Помню, тогда покурить миксы было так же просто, как и пива попить…

Как раз тогда, 5 лет назад, когда посадили Андрея, Беларусь и накрыла «спайсовая волна». Молодые люди, накурившись синтетической дури, выбрасывались из окон, выкалывали глаза, сходили с ума. Войну продавцам спайсов объявил тогда лично Александр Лукашенко, увеличив наказание за сбыт наркотических веществ.

- Глупый был тогда, молодой, - раскаивается Андрей, - с дурной компанией связался. Даже колледж не успел закончить. А ведь в планах было поступать в «вышку». Как только в колонии появилась возможность получить диплом, не задумываясь поступил. Да, дороговато, семья у нас не полная, одна мать, но денег хватает. Мама говорит, что это ее инвестиция в мое светлое будущее. Я учусь на экономиста-менеджера. У нас в семье много знакомых, у кого свои фирмы, они  возьмут меня на работу, я ведь уже буду дипломированным специалистом. Но на самом деле есть у меня мечта – хочу открыть свое дело,  правда, в какой сфере, еще не определился.

Молодые люди, накурившись синтетической дури, выбрасывались из окон, выкалывали глаза, сходили с ума

Психолог, не прошедший всего ада наркомании, вряд ли сможет на 100 процентов помочь наркозависимому пациенту

Некогда зависимый лечит от наркомании других

Редкую для Бобруйской ИК-2 профессию избрал для себя 34-летний Александру – он учится на психолога. Сейчас, глядя на Александра, интеллигентного и рассудительного, сложно представить, что в прошлом у него были серьезные проблемы с наркотической зависимостью – он перепробовал все, от марихуаны до самого тяжелого наркотика – героина.

- Я был частым гостем в реабилитационных центрах для наркозависимых, - говорит Андрей, - однако толку от них было мало. Я выходил из центра и вновь начинал употреблять, потом родственники снова ложили меня на реабилитацию, и так по кругу. Ни один психолог мне тогда так и не смог помочь, вылечился я уже здесь, в колонии. Я глубоко убежден, что психолог, не прошедший всего ада наркомании, вряд ли сможет на 100 процентов помочь пациенту. Я хочу устроиться в реабилитационный центр и помогать наркозависимым, таким же, каким был и я сам долгие годы. Еще я выбрал эту специальность потому, что хочу понять причины, которые толкнули лично меня к наркотикам. Но пока, к сожалению, я еще в этом не разобрался. Ну, ничего – еще ведь три года учиться, обязательно найду ответ и на этот вопрос!

Однако на какой бы специальности ни учились заключенные, о какой бы профессии они ни мечтали, все сходятся во мнении, что хоть стена с колючей проволокой и перестала быть барьером для получения диплома, учиться все же намного лучше на свободе…

[notification_new icon=»» title=»» message=»<p>Справочно. Что представляет собой система дистанционного обучения<br />Дистанционная форма образования предполагает общение преподавателя и студента на расстоянии. Обмен информацией происходит с помощью интернета, онлайн-сервисов. Учащийся может получить консультацию, необходимую литературу от преподавателя, послушать лекцию удаленно. Контроль знаний также проводится дистанционно: по видеосвязи или с помощью интерактивных программ тестирования. В конце курса выдаются диплом или сертификат в зависимости от программы и вуза. </p>» _made_with_builder=»true»][/notification_new]