+11,0

Год малой родины

Бобруйчане вдали от Родины

Бобруйчане, как нам хорошо известно, не могут быть бывшими. В дальних и ближних странах на многих континентах они гордились причастностью к нашему городу на Березине и сегодня с признательностью вспоминают о нем. Вспомним и мы о некоторых сыновьях и дочерях Бобруйска, оказавшихся вдали от него.

Текст Александр Казак

Энна Желубовская: на «ты» с Сен-Симоном, Карлом Марксом и Францией  
Смерть Энны Адольфовны Желубовской в 1970 году явилась тяжелой утратой для всей советской исторической науки и особенно для франковедов. Орган ЦК французской компартии «Юманите» даже отозвался на кончину Энны Адольфовны теплой статьей, в которой подчеркивались ее большие заслуги в деле изучения истории Франции и Парижской коммуны. Э.А.Желубовская родилась в Бобруйске, где ее звали еще Эсфирь. Она блестяще окончила гимназию, рано начала трудиться – чтобы завершить среднее образование, пришлось давать уроки. Как вспоминали современники,  это была маленького роста, с аккуратной фигуркой, точеными чертами лица и гладко причесанными рыжеватыми волосами привлекательная, изящная женщина.  В 1920-1925 годах она училась на факультете общественных наук Московского университета, затем окончила аспирантуру Российской ассоциации институтов общественных наук. Три года преподавала в Горьковском университете, с 1933-го по 1936-й работала в Институте Маркса-Энгельса-Ленина. Здесь достигла первого научного успеха, опубликовав протоколы Лондонской конференции 1-го Интернационала 1871 года. Вслед за этим, в течение почти 35 лет Э.А.Желубовская успешно и плодотворно работала в Институте истории Академии наук СССР. В центре научных исследований ученого стояло изучение истории Второй империи в последние годы ее существования и Парижской коммуны. Энна Адольфовна писала сравнительно медленно, многократно переделывала свои рукописи, но каждая строчка ее трудов была результатом взвешенного продумывания. Книга «Крушение Второй империи и возникновение Третьей республики во Франции», защищенная в качестве докторской диссертации и опубликованная в 1955-м, была переведена на французский язык и вызвала многочисленные отклики. Она опубликовала в соавторстве двухтомное издание «Протоколов Парижской Коммуны», редактировала крупнейший труд советских ученых по истории Коммуны, изданный в 1961-м, и явилась одним из основных авторов этого исследования. В ее переводах вышли также «Изложение учения Сен-Симона», «История заговора во имя равенства» Буонарроти, «Кодекс общности» Т.Дезами. В связи со 150-летием со дня рождения К.Маркса Институт истории возложил на Э.А.Желубовскую подготовку и редактирование сборника «Маркс — историк». В значительной мере благодаря ее усилиям издание появилось вовремя и было осуществлено на высоком научном уровне. Старый член партии, она активно участвовала в общественной работе, была членом группы по истории Франции, членом редакционной коллегии «Французского ежегодника». Ни одно издание, ни одно научное мероприятие, посвященное истории Французской республики, не обходилось без ее участия. Она неоднократно посещала эту страну, работала в Национальном архиве и парижских библиотеках, завоевала большое уважение и личные симпатии видных французских историков.

Скрипач, оркестровщик гимнов Анголы и Туниса, нотный каллиграф 
Леонид (Лазарь) Вениаминович Фейгин родился 6 марта 1923 года в семье бобруйского врача. Советский композитор, скрипач, дирижер, аранжировщик. Ученик Д. Ойстраха, Н. Мясковского и В. Шебалина. Племянник Веры Набоковой-Слоним, жены писателя Владимира Набокова. Супруга – пианистка Галина Степановна Максимова (1914—2004)… Обширный репертуар музыканта включал произведения русской и зарубежной музыки. Работая солистом Московской филармонии, он выступал во многих городах СССР, выезжал на зарубежные гастроли в Австрию, ГДР, Венгрию, Румынию, Албанию. Играл в ансамбле со своей женой, Г.С.Максимовой. Концертную деятельность закончил в 1957 году. Л.В.Фейгин – значительный представитель русской скрипичной школы, в его игре, сочетавшей идеальную технику и великолепный, мощный звук, доминировало глубокое, композиторское, проникновение в исполняемое произведение. Параллельно творческому росту Фейгина как музыканта-исполнителя шло развитие его композиторского дарования. С 1953 года член Союза композиторов СССР, он продолжал традиции русской музыки московской школы. Многочисленные опусы композитора представляют практически все жанры. Фейгин также признанный знаток симфонической музыки. Он оркестровал свыше 300 произведений русских и зарубежных композиторов. Им оркестрованы также государственные гимны Анголы и Туниса (!)…  Было у Фейгина и совсем скромное занятие – для заработка – в те годы, когда он с женой решил уехать из СССР и был исключен из Союза композиторов. Он был выдающимся каллиграфом, обладателем редчайшего нотного почерка. Первое время в Англии нестарые еще Фейгин с женой выступали с камерным репертуаром, какие-то сочинения удалось издать. Но первоначальное любопытство к этой паре быстро прошло, крушение СССР наводнило Европу совсем другими персонажами. Тут многое сошлось – и политические события, и общекультурный постмодернистский кризис, и старость. Умер маэстро 1 июля 2009 года в Лондоне.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *