Бобруйский новостной портал Bobrlife

Бобруйск — Новости —Новости Бобруйска — Погода — Курсы валют — Общественно-политическая газета — Навіны Бабруйска — Бобруйский портал —бобр лайф — Зефир FM

69 лет назад испытали атомную бомбу. На Новую Землю летал и бобруйчанин

4 710 0

69 лет назад  испытали атомную бомбу. На Новую Землю летал и бобруйчанин

Этому событию предшествовала долгая и трудная работа ученых-физиков. Начавшиеся в июне 1941 года война и эвакуация научных институтов, занимавшихся проблемами ядерной физики, прервали работы по созданию атомного оружия в стране. Но уже к осени 1941-го в СССР начала поступать разведывательная информация о проведении в Англии и США секретных интенсивных научно-исследовательских работ, направленных на разработку методов использования атомной энергии для военных целей и создание взрывчатых веществ огромной разрушительной силы.


28 сентября 1942 года было подписано секретное постановление Государственного комитета обороны «Об организации работы по урановой тематике». В феврале 1943-го научным руководителем этой работы был назначен академик Курчатов. Вскоре в Москве была создана лаборатория №2 Академии наук СССР (ныне Курчатовский институт), которая стала заниматься исследованием атомной энергии. Первоначально общее руководство этой проблемы стал осуществлять заместитель председателя ГКО СССР Вячеслав Молотов, но 20 августа 1945 года ГКО принял решение о создании специального комитета, который возглавил Лаврентий Берия. Он стал куратором советского атомного проекта.
В апреле 1946 года при лаборатории №2 было создано конструкторское бюро КБ-11 (ныне Российский федеральный ядерный центр-ВНИИЭФ) – одно из самых секретных предприятий (руководитель Юлий Харитон).
Перед КБ-11 была поставлена задача создать атомную бомбу в двух вариантах. В первом из них рабочим веществом должен быть плутоний, во втором – уран-235. Первая отечественная атомная бомба имеет официальное обозначение РДС-1 («Реактивный двигатель специальный»). Создание РДС-1 велось с участием имевшихся материалов по схеме плутониевой бомбы США, испытанной в 1945 году. Заряд для атомной бомбы РДС-1 был выполнен в виде многословной конструкции, в которой перевод активного вещества – плутония – в надкритическое состояние осуществлялся за счет его сжатия посредством сходящейся с физической детонационной волны во взрывчатом веществе.
РДС-1 представляла собой авиационную атомную бомбу массой 4,7 тонны, диаметром 1,5 метра и длиной 3,3 метра. Она разрабатывалась примирительно к самолету Ту-4, бомболюк которого был диаметром не более 1,5 метра. Местом для полигона, на котором планировалось испытывать заряд, была выбрана Прииртышская степь, примерно в 170 км западнее Семипалатинска в Казахстане. К июлю 1949 года строительство учебного полигона было закончено. Для проведения испытаний на полигоне была подготовлена опытная площадка диаметром 10 км, разбитая на сектора. Она была оборудована специальными сооружениями для наблюдения и регистрации физических исследований. Курчатов отдал распоряжение о проведении испытания РДС-1 29 августа в 8 часов утра по местному времени. Но в связи с ухудшением погоды было принято решение о переносе взрыва на один час раньше. Энерговыделение взрыва составило 22 килотонны в тротиловом эквиваленте.
В результате успешного испытания РДС-1 СССР ликвидировал американскую монополию на обладание атомным оружием, став второй ядерной державой в мире.
В 50-е годы было решено проводить атмосферные, надводные, подводные и подземные испытания ядерного оружия на острове Новой Земли, расположенном между Баренцевым и Карским морями. В 1954 году большая часть островов Новой Земли была объявлена Министерством обороны СССР испытательным полигоном «Новая Земля». Местное население (536 человек) было переселено на материк на протяжении 1955-57 годов. С октября 1954 года до ноября 1955-го были сооружены административный и командный центры, жилые помещения и аэродром, командный пункт на борту парохода Эмба.

22 августа 1962 года был осуществлен первый вылет ТУ-16, который относился к 200-му гвардейскому Краснознаменному Брестскому тяжелому бомбардировочному полку. Полеты осуществлялись 6 бортами ТУ-16, которые вылетали по очереди: первый день – 3 звена, второй день – 3 звена.
Мне удалось разыскать участника этого полета – военного радиста старшего сержанта Ивана Федоровича Попова, которому в этом году исполнится 88 лет. Вот о чем рассказал ветеран:

И.Ф. Попов – старший сержант,
авиационный радист ТУ-4 200-го
полка бомбардировочной авиации
(Бобруйск, 1952 год).

Первый в СССР подводный ядерный взрыв был проведен 21 сентября 1955 года. Испытания ядерных бомб проводились либо сбрасыванием с самолетов, либо доставками ракетами с подводных лодок, военных кораблей и самолетов.
Запуски стратегических бомбардировщиков, способных нести ядерные заряды, осуществлялся 43 различными аэродромами страны, в том числе и с Бобруйского аэродрома, где дислоцировались ТУ-4, ТУ-16, ТУ-22.


– Целью вылетов бомбардировщиков из Бобруйска на Новую Землю было производство контрольных замеров уровня радиации после взрыва атомной бомбы, произведенного с ведущего самолета ТУ-95. Мы должны были появиться над зоной взрыва спустя 10 минут на высоте 12 километров и, включив специальную аппаратуру, зафиксировать определенные физические параметры испытания. До Новой Земли мы долетали примерно за 5 часов 45 минут с дозаправкой в воздухе, после чего возвращались домой. Примерный уровень нашего облучения составлял 350-400 мк/кюри. После возвращения нам полагался 10-дневный карантин с принятием бани два раза в день и усиленным питанием. Нас также предупредили о том, чтобы мы не планировали иметь в будущем детей из-за угрозы инвалидности.
В Советскую Армию я был призван в 1950 году. С 1952 года служил военным радистом 200-го полка бомбардировочной авиации на самолетах ТУ-4, ТУ-16, ТУ-22. За годы службы я был награжден орденами Красного Знамени, Красной звезды, золотой медалью имени Курчатова и другими. После увольнения из армии в 1966 году стал работать в городском отделе вневедомственной охраны МВД, где прослужил около 15 лет. Сейчас на заслуженном отдыхе, управляю собственным автотранспортом, пою в хоре ветеранов. У меня две дочери и внуки. В 1971 году горисполком мне выделил квартиру, куда я переехал из Авиагородка. Многие мои сотоварищи по военной службе уже умерли. Я пока жив и здоров.